Наши проекты

Психологический тренинг: взгляд изнутри


Тренинг стал распространенным явлением, но отношение к нему довольно противоречивое. Специалисты утверждают, что это быстрый и эффективный путь добиться высокой работоспособности и слаженности коллектива; практический проигрыш участниками моделей поведения позволяет освоить им законы и правила группового поведения, стать более открытыми и коммуникабельными. Так ли это? Что же делает с участниками тренинг?

Мы идем на тренинг ради овладения необходимыми практическими навыками. Упражнения и деловые игры помогают нам в безопасной ситуации освоить новые модели поведения, техники и приемы. Согласитесь, мы редко осмеливаемся внедрять в практику новые, почерпнутые из книг или теоретических семинаров методы работы, потому что не можем позволить себе рисковать: в реальной жизни и бизнесе проигранную игру не переиграешь. Тренинговая группа создает искусственную модель реальности, в которой, с одной стороны, можно проводить эксперименты и проверять, как работают изучаемые методики, с другой стороны, не страшно ошибаться – и особых последствий не будет, и тренер и партнеры поддержат.

Большую помощь в таком обучении оказывает обратная связь. Это информация от окружающих о том, как они воспринимают наши действия. Мы получаем возможность лучше узнать себя. Попутно отрабатываем и навыки эффективного общения.

Помимо очевидных аспектов тренинга в группе всегда происходит много неосознаваемых процессов. Любой коллектив функционирует по законам, общим для всех социальных систем. Согласно этим законам происходит распределение ролей в группе, конфликты, установление групповых норм, системы власти. В тренинговой группе указанные процессы проявляются в обобщенной форме. В зависимости от задач тренер либо сдерживает их, либо намеренно обостряет, благодаря чему выявляются неэффективные стереотипы поведения участников и возникает возможность их исправить, появляется опыт решения конфликтов. Знание психологических законов группы позволяет лучше понимать поведение людей в коллективе и действовать адекватно.

Любые группы проходят в своем развитии определенные стадии. У каждого человека есть свои представления о том, насколько близкие эмоциональные отношения с окружающими для него комфортны и допустимы. В группе могут собраться люди, представления которых о степени близости сильно отличаются. Также может быть разной и готовность людей руководить или подчиняться, принимать общие правила или, наоборот, противостоять им.

Большинство людей, становясь членами новой группы, строят оптимистические планы, и никто не хочет конфликтов. Тем не менее стремление наладить в группе более эффективное взаимодействие парадоксальным образом приводит к конфликтам. Не стоит выяснять, кто в этом виноват, это «закон стаи»: люди, собравшись в группы, следуют заложенным в них природой инстинктам.

Вначале члены группы присматриваются друг к другу, стараются наладить отношения. В новых обстоятельствах растет тревожность. Поэтому все очень внимательны, тактичны, осторожны, стараются показать себя с лучшей стороны. Работа выполняется не коллективно, а индивидуально. Авторитет руководителя не подвергается сомнению, люди стараются заслужить его признание. Постепенно радостное ожидание, связанное со знакомством с новыми людьми, сменяется скукой и недовольством, вызванными иногда и действиями руководителя (тренера).

Группа начинает формировать свою структуру, распределяя роли. Члены группы, предъявляя претензии на ту или иную роль, проявляют свою индивидуальность и обнаруживают, что отличаются друг от друга гораздо больше, чем представлялось сначала. Часто эти различия пугают, так как людям кажется, что они помешают им эффективно взаимодействовать. Первая реакция – перевоспитать, приспособить других под себя. Естественно, это приводит к конфликтам. Разгораются конфликты и между претендентами на одни и те же роли; тех же, кто еще не вовлечен в конфликты, каждый из противников старается привлечь на свою сторону. В тренинговой группе обычно люди стремятся занять те же ниши, которые занимают в жизни. Особенно упорно борются за место «под солнцем» те, кто не умеет гибко перестраиваться, обладает небольшим запасом поведенческих моделей. Когда роли распределены, появляется желание проверить эффективность созданной структуры в борьбе с «внешним врагом» – на его роль группа может избрать руководителя/тренера либо выбрать «козла отпущения» из собственных рядов. Решения на этом этапе принимаются на основе мнения большинства, интересы меньшинства игнорируются.

Когда все приоритеты определены и отпадает надобность самоутверждаться и отстаивать свой статус, члены группы начинают прислушиваться друг к другу, принимать своих партнеров такими, какие они есть. То, что раньше считалось в других неприемлемым, начинает восприниматься как милое чудачество, индивидуальные различия приветствуются, так как люди понимают, что разными качествами они дополняют друг друга. Все четко знают свои роли и осознают свою ответственность за их исполнение. Группа научается совместно принимать решения и действовать сообща. Энергия коллектива перемещается с выяснения отношений к практическим задачам.

Не все группы проходят эти стадии последовательно: какая-то может застрять на определенной стадии, распасться, не перейдя на следующую, регрессировать на более раннюю позицию. Чтобы группа могла быстро достичь стадии эффективного взаимодействия и высокой работоспособности, ее участникам нужно научиться осознавать бессознательные мотивы группового поведения, более открыто выражать свои чувства, стать восприимчивее к состоянию своих партнеров, гибко относиться к проявлениям индивидуальности окружающих.

Елена ЧЕБОТАРЕВА,
преподаватель кафедры психологии РУДН